• Москва, Сергея Макеева, 8
Главная страница » Лечение зубов » Удаление зубного нерва

Удаление зубного нерва

Немного анатомии

Зуб состоит из коронки, шейки и корня. Коронка сверху покрыта твердой эмалью. Под ней находится рыхлый дентин. Полость зуба под ним заполнена пульпой. Это и есть так называемый «зубной нерв». Но на самом деле его строение намного сложнее. Пульпа – это пучок, состоящий из нервных окончаний и кровеносных сосудов. Ее основные функции – трофика зубных тканей, иммунная поддержка и минерализация дентина. Если пульпу удаляют, зуб называют мертвым, поскольку кровоснабжение и питание его прекращаются. Он нередко темнеет и быстро разрушается, однако при правильном лечении может еще долгое время прослужить, не требуя удаления

Виды депульпации

Удаление зубного нерва может быть полным и частичным. Выбор тактики зависит от стадии пульпита.Полную депульпацию (девитальную) проводят в следующих случаях:

• пульпит осложнился периодонтитом;
  • слишком большой размер кариозной полости;
  • полное разрушение зубной коронки вследствие полученной травмы;
  • ретроградное воспаление пульпы, когда инфекция попала в зуб из очага воспаления на его верхушке;
  • нестерпимые боли;
  • перед протезированием при сильно разрушенном зубе, когда его спиливание под коронку может спровоцировать перегрев или повреждение нерва;
  • хронический пульпит, его нередко выявляют в ходе профосмотра.

Частичная депульпация (витальная) проводится не так часто как полная. Чаще всего ее проводят детям и подросткам. Суть процедуры – удаление только пораженной части пульпы. Основные показания ─ легкое течение пульпита, травма челюсти и механическое повреждение. Преимущества такого способа лечения – частичное сохранение чувствительности и питания зуба, недостатки – неэффективная мера при распространенном воспалительном процессе.

удаление зубного нерва

Показания

В современной стоматологии депульпация считается крайней мерой. Врачи по возможности стараются сохранить ее, применяя консервативные методы лечения.И все же есть ряд показаний, когда удаление зубного нерва и чистка каналов просто необходимы:

• пульпит;
  • глубокий кариес;
  • периодонтит;
  • механическая травма зуба;
  • наличие доброкачественного новообразования (кисты, гранулемы) на верхушке зубного корня.

Кроме того, есть и ортопедические показания для депульпации. В частности, при несъемном протезировании, когда пациенту устанавливают дорогостоящую конструкцию или коронку, поскольку в случае пульпита их придется снимать.

Противопоказания

В некоторых случаях, когда депульпация не является неотложной мерой лечения, процедуру следует отложить. В частности, ее не проводят:

• во время беременности (исключение – второй триместр);
  • острый воспалительный процесс в ротовой полости (стоматит, гингивит, глоссит);
  • ОРВИ и ангина;
  • сердечно-сосудистые патологии в стадии декомпенсации;
  • вирусный гепатит;
  • психические нарушения;
  • открытая форма туберкулеза.

В таких ситуациях зубной нерв стараются подлечить и «успокоить». После чего зуб закрывают временной пломбой, а затем, спустя некоторое время – постоянной.

Насколько болезненно удаление зубного нерва?

Этот вопрос беспокоит практически всех пациентов. Еще совсем недавно эта процедура была довольно болезненной. Однако сейчас все кардинально поменялось. Если требуется проведение депульпации, стоматолог обязательно обезболивает, делая укол анестетика. А тем пациентам, которые боятся даже такого укола, десну предварительно обрабатывают специальной обезболивающей пастой. Тогда процедура даже у лиц с низким болевым порогом проходит с минимальным дискомфортом.

Этапы удаления

Депульпацию проводят в несколько этапов. Первый – подготовительный. Сначала пациента направляют на рентген. Благодаря снимку стоматолог имеет полное представление о каналах, их количестве, строении и проходимости. После чего врач окончательно принимает решение об удалении нерва и выбирает подходящую тактику.

Следующий этап – обезболивание. Квалифицированные специалисты используют современные анестетики, отличающиеся гипоаллергенностью, минимумом противопоказаний и побочных явлений. Анестезия (проводниковая или инфильтрационная) длится около 45 минут. Этого вполне хватает, чтобы удалить нерв и тщательно почистить зубные каналы.

Очередной этап – изоляция рабочего поля. С этой целью используют коффердам – полоску из латекса, которая защищает зубную камеру от слюны, а также окружающие мягкие ткани ротовой полости от воздействия антисептиков и излучения полимеризационной лампы. Помимо коффердама в качестве дополнительной защиты ставят тугие ватные тампоны, преимущественно на область протоков слюнных желез.

Депультация

После обезболивания и подготовки рабочего поля врач обрабатывает кариозную полость и расширяет зубные каналы для более удобного доступа к пульпе. В результате чего их стенки становятся отвесными и гладкими.

Наконец, после всех подготовительных мероприятий, стоматолог ввинчивающими движениями в канал вводит пульпоэкстрактор (тонкую стальную иглу с зазубринами), после чего одним резким движением извлекают его. Однако последнее время многие врачи перестали пользоваться этим инструментом, отдавая предпочтение файлам – специальному инструментарию, который позволяет аккуратно срезать пульпу без повреждения окружающих ее тканей.

После депульпации врач чистит каналы, уточняет их длину и проводит обработку антисептиком. На заключительном этапе он ставит временную пломбу.

Процесс пломбирования

Для процесса пломбирования может быть использована система Термафил (Thermafil), которая является наиболее оптимальным вариантом в лечении. Это инновационная методика с применением размягченной гуттаперчи, разогретой на пластиковом носителе (обтураторе). Ее преимущества – эффективное заполнение каналов с трехмерной обтурацией и полной герметизацией. Благодаря чему даже узкие и искривленные проходы будут полностью закрыты.

Пломбирование зуба

Более доступной по ценовой политике альтернативой системе Термофил является метод латеральной (боковой) конденсации холодной гуттаперчи, при котором канал заполняют гуттаперчевыми штифтами в сочетании с быстротвердеющей пастой.

Возможные осложнения

Основные причины осложнений – низкая квалификация врача, устаревшее оборудование, использование некачественного инструментария или препаратов. Чаще всего происходит:

• канальное кровотечение;
  • выход пломбировочного материала за пределы верхушки зубного корня;
  • некачественная пломбировка каналов, когда в них остаются пустоты;
  • не до конца извлеченный нерв и как следствие – развитие периодонтита;
  • некачественная чистка корневых каналов.

Кроме того, в некоторых случаях зубная коронка может несколько менять свой оттенок, что связано с составом пломбировочного материала.

Удаление зубного нерва в клинике Имплант Эксперт

В стоматологии Имплант Эксперт врачи проводят депульпацию с использованием современного оборудования и качественных обезболивающих препаратов. Вы можете совершенно не бояться процедуры. Наши специалисты проведут, не причинив даже малейшего дискомфорта. Для того, чтобы попасть на прием, просто запишитесь по телефону или самостоятельно заполните электронную форму на сайте клиники.

Отзывы реальных пациентов

Отзыв
Марина
Читай ещё
Удаление нерва – не такая уж страшная процедура, как была в советское время. Мне на приеме сначала сделали укол, а потом уже копошились в зубах. Ничего не чувствовала. Было такое ощущение, что еще чуть-чуть и засну, настолько хорошо подействовало обезболивающее.
Отзыв
Валерий
Читай ещё
Удаление нерва прошло довольно гладко, хотя, стыдно признаться, шел на прием к врачу с дрожью в коленках. Но ничего, обезболили, удалили. Интересно было посмотреть на эту бело-розовую ниточку, которая столько боли причиняет. Врач как вынул ее из зуба – показал. А дальше уже совсем не страшно. Почистили, поставили временную пломбу. Правда, когда анестезия прошла, пару часов я чувствовал небольшой дискомфорт, видимо от самого укола, но он быстро минул. Так что подтверждаю, удалять нерв не больно. Только немного страшно сначала, пока не обезболят. А потом – все хорошо.

Пародонтология?

Наименование Цена
Осмотр, консультация и составление плана лечения
Гингивотомия в области 1 зуба